О "Левиафане", операторском мастерстве и глубине смыслов
![](http://www.nsktv.ru/upload/iblock/83d/83d2678d67c7e5aa3de8a3ed4d7a4457.jpg)
- Фильм А. Звягинцева «Левиафан» не только разделил нас на патриотов, которым фильм категорически противен и идиотов, которые считают фильм зеркалом современной жизни, но и вызвал бурную дискуссию о роли кинематографа. Каждый режиссер, так или иначе, ставит перед собой задачи в соответчики с теми запросами, которые формирует общество: отражать, формировать, влиять на среду, какая же основная задача?
- Киноискусство – это часть культурной жизни общества, кинематографу всего более ста лет, а он занял в жизни человека большую часть пространства. Потому что искусство есть литература, музыка, живопись, монументальное искусство, все они входят в кинематограф. Кино основывается на литературном первоисточнике, с музыкальным оформлением, с изобразительным, пространственным решением. Кинематограф - искусство собирательное и тем самым является очень важным и уникальным в своем роде. Оно цементирует, собирает в одно и подает зрителю на его суд.
- Как отличить хорошее кино от плохого? При условии того, что это однозначно хорошая операторская работа, хорошая режиссёрская, актерская работа, кино сразу же попадает в разряд шедевров? Или же что-то должно быть еще в этом фильме для того, чтобы мы могли назвать его таковым?
- Божественное непременно. Я человек православный и считаю, что талант в любом искусство дается свыше. Это Божий дар и далее человек образованием, общением и трудом совершенствует это. Поэтому к нему надо относиться как к благости для всего человечества, человек получив от Бога, реализует себя в материале, чтобы это познание от Бога расширилось и стало достоянием многих.
- Как стать хорошим оператором. Только ли свыше дается особая способность видеть? Какую роль играют знания. Я знаю, что у Вас дома большая коллекция работ известных художников: Андрея Поздеева, Владимира Фатеева, Николая Грицука, Вы хорошо разбираетесь не только в современной живописи. Это основа Вашего мастерства?
Во ВГИКе историю искусства нам преподавала великая Паола Дмитриевна Волкова. Она, действительно, великая. Я был молодым, вырос я в семье обычной мещанской семье, мама служащая, папа- начальник строительства. Учась в школе, интересовался поверхностно, не особо. Но, когда я поступил во ВГИК, я понял, что это счастье, что историю искусств преподавала именно она. Каждая лекция – это бурлеск, это золотые гвозди, которые вбиваются в голову без боли, но навсегда. Сегодня мне близиться 70 лет, я сегодня могу цитировать дословно фрагменты ее лекций. Я получил оттуда посыл, она научила меня уметь понимать, владеть, интерпретировать
- А Вам не кажется, что часто авторы играют в некую игру со зрителями: вот я, образованный автор, запечатаю все послания, да так, чтобы ты, зритель, не сразу все их смог распаковать. Игра часто в одни ворота, потому что зритель просто не понимает, что от него хочет режиссер.
- Такой путь тоже путь. Не зашифровывает художник сознательно. Это его высочайший уровень. А мы просто не доросли до него. Пример из собственной биографии. Все мы в свое время увлеклись Тарковским, с которым, кстати, мне не раз доводилось общаться. Посмотрел фильм «Зеркало», я уже кинематографист, не новичок. «Рублева» принял, а «Зеркало», посмотрел, пожал плечами и ушел. Соцреализм очень сильно тогда довлел над нами, ничего не скажешь. И только через какое-то время, иду здесь по улице, мимо своего бывшего дома на Каинской, 17, где сейчас поликлиника водников, там стояло два деревянных дома, в одном жил я. И я сейчас каждый день хожу мимо того места, где я жил. И каждый день я вспоминаю, что я здесь жил. Каждый день. Много лет назад, когда дома эти еще стояли, я как-то иду, и прохожу мимо дома и горит свет. Занавеска, цветок и тень – человек прошел. И, вдруг, меня, я даже не знаю, что это за ощущение, даже не могу сказать что, но что-то очень сильное со мной произошло. Я посмотрел на этот дом и словно увидел там свою бабушку, я вспомнил момент, когда я стоял у окна, смотрел на улицу, шел дождь, и в этот момент пришло понимание про что фильм «Зеркало». Для меня он стал понятен, стал одним из любимейших фильмов. Я понял, что это великий фильм о том, как люди проживая жизнь, проживают свои маленькие судьбы.
- Этот метафизический инсайт помог Вам понять сложный до этого фильм.
- Именно! Но что это? Зашифровал Тарковский особый смысл? Нет, он просто был умнее на порядок, он это выразил, а я смог только после подсказки, которую я счастливо нашел на своей родной улице. Только нужно потрудиться. Что касается «Левиафана», я потрясен этой картиной. Мне все фильмы его нравятся. «Левиафан» - безупречная картина. И что бы там не говорили, что все это политический заказ и все проплачено, все это мракобесие советского периода. Так громили в советский период. Все это прошло, но сейчас все как-то гуще становится, похоже, возвращается. Когда выступает депутат Государственной Думы Милонов и говорит на полном серьезе, что надо потребовать художника вернуть деньги, меня это возмущает. Милонов бы вернул деньги за просиженные стулья в Госдуме! Или православные активисты. Я сам верующий человек, мне стыдно за них. Постепенно «православные активисты» для меня трансформируются в «православных экстремистов». А православие базируется на терпении и любви.
- Чем фильм восхитил?
Мы с коллегами обсуждаем его. Многие пытаются приводить доводы, что есть какие – то немотивированные поступков героев. Но я говорю, есть монтаж в кино последовательный
- Мне иногда казалось, что смотрю документальный фильм, так точно играли актеры, так неприкрыто красиво и одновременно заброшенно. В чистом виде Маркес «Сто лет одиночества».
- Да, да, совершенно верная реакция. Потому что я могу сказать, что это документальный фильм. Я в Фэйсбуке написал, что кинодокументалис
Борис Травкин примет участие в фестивале документального кино, где зрителям будут представлены сразу два фильма: «Искусство всех времен и народов» и «Шоферская баллада».
Показ фильмов и творческая встреча с авторами фильмов «Искусство всех времен и народов» и «Шоферская баллада» состоится 28 января в 17 часов по адресу, Каинская, 4, кинозал «Синема». Вход свободный.Эта творческая встреча продолжает серию показов работ кинодокументалистов легендарного творческого объединения «НовосибирскТелефильм» в рамках фестиваля документального кино.
На встрече авторы расскажут истории, которые происходили на съемочных площадках, а также о порой драматических коллизиях, которые случались после выхода фильмов на экраны страны.
Фестиваль документального кино – это совместный проект Сибирской школы кино и телевидения ГТРК «Новосибирск» и кинотеатра «Синема».